Лужский абразивный завод строит новое производство за 500 млн рублей


Лужский абразивный завод гибкие абразивы

Лужский абразивный завод (ЛАЗ) приступил к возведению нового цеха в Луге, в микрорайне “Луга-2”. Площадь нового производства составит 4 тыс. м², сроки окончания строительства намечены на 2018 год, сообщают на предприятии. Объем инвестиций на предприятии не называют. По оценке участников рынка, вложения могут составить 500-700 млн рублей.

На новом заводе будут выпускаться абразивы на гибкой основе, которые используются в качестве расходного материала для шлифовальных машин при удалении неровностей и полировке стеклянных, металлических и пластиковых деталей.

КОММЕНТАРИИ РЕДАКЦИИ «ПОТРЕБИТЕЛЬ»

В нашу редакцию с вопросами по этому поводу обратился корреспондент газеты «Деловой Петербург». Публикуем наши ответы, автор – Алексей Меснянкин, редактор журнала «Инструменты» и наш главный эксперт по абразивам.

Как вы думаете, можно ли удешевить производство абразивов на гибкой основе, если все части продукции (так корректно говорить?) делать самостоятельно, а не пользоваться импортными частями? Насколько сейчас оправдано и логично не зависеть от поставок импортных комплектующих для абразивных заводов?

Удешевление под вопросом, оно может произойти, а может и не произойти – это зависит в первую очередь от того, как договорятся стороны. Вполне может так сложиться, что сегодня импортировать сырьё дешевле. Но собственное производство – это как минимум снижение рисков. Сегодня тебе выгоднее импортировать, а завтра поставщик поднял цены, и ты либо платишь по новой цене (и вся экономия насмарку), либо сидишь без сырья и без работы. Для любого предприятия критически важна стабильность поставок всех компонентов.

И ещё надо учитывать, что на собственном производстве гораздо проще контролировать уровень качества. С импортом это намного сложнее, поставщик запросто может поменять что-то в рецептуре и прислать сырьё с совершенно другими параметрами. А ты потом бегай, изучай, каковы свойства полученного продукта, и подстраивай свои технологические процессы под новые условия. Представьте, что вы привыкли варить борщ из свеклы, а тут вдруг вам начинают присылать какой-нибудь условный топинамбур… думаю, одна из первых мыслей у вас будет о том, что лучше бы вы эту несчастную свеклу летом на даче выращивали, сейчас бы не знали проблем  

Растёт ли спрос на абразивные материалы в целом и за счет чего, за счет каких сегментов, потребляющих эти материалы? Корректно ли говорить о том, что абразивные инструменты закупают производители электроинструментов, и что потребление абразивов зависит от того, как развивается строительная отрасль? Предприятия каких еще отраслей используются абразивные материалы?

Основной потребитель абразивного инструмента – это промышленность, металлообрабатывающие предприятия. Судостроительная отрасль, например, или вагоностроительные заводы… производства, выпускающие пролёты мостов… перечислять можно очень долго. Они в основном потребляют шлифовальную оснастку, и гибкие абразивы, которые собирается производить ЛАЗ – как раз из этой области. Объёмы потребления в этой отрасли огромные, полагаю, что они гораздо больше, чем в строительстве. Которое к тому же в большей степени использует отрезные круги. Так что гибкие абразивы для “Луги” – это в первую очередь способ усилить свои позиции не столько в строительной отрасли, сколько в промышленности.
Производители электроинструментов предпочитают продавать ещё и оснастку под своими брендами, в том числе абразивную. Сами они абразивы не делают, заказывают на абразивных заводах, в том числе на ЛАЗ – “Луга” работает и по ОЕМ-схеме. Думаю, что интерес к новому направлению у производителей электроинструмента, безусловно, появится, но это не будет основным рынком для новой лужской продукции, и ключевых ставок на этот канал сбыта завод не делает.

Какие виды абразивов занимают самую большую долю на рынке (от общего потребления), почему? Что на первом месте, что на втором? Большую ли долю занимают абразивы на гибкой основе? Растёт ли эта доля? За счет чего, почему она растёт? Она растёт в России, в других странах? Главное, почему растёт?

Для точного ответа на вопрос о долях рынка надо знать статистику продаж, а эту информацию производители стараются не особенно афишировать. Кроме того, результат может быть разным в зависимости от того, как считать – в деньгах или в штуках. Но это в любом случае сопоставимые группы, разница если и будет, то в процентах, а не в десятках процентов.

Можно уверенно утверждать, что доля гибких абразивов в группе шлифовальной оснастки растёт. Не только за счёт тех кругов, что будет выпускать “Луга” (КЛТ, круги лепестковые торцевые, они же – “лепестки”), а ещё и за счёт фибровых кругов.

Есть три распространённых вида шлифовальной оснастки – жёсткие зачистные круги, обсуждаемые нами КЛТ и “фибра” (фибровые круги). “Зачистка” известна давно, выпускается и на ЛАЗ, и на других предприятиях. У неё есть как преимущества, так и недостатки, если сравнивать с гибкими абразивами. Гибкие абразивы более безопасны, и в этом заключается их огромное преимущество. Гибкие абразивы дают возможность шлифовать плоскость без риска “зарыться” и сделать яму. Они в меньшей степени нагревают обрабатываемую деталь, иногда это бывает критически важно. То есть в некоторых технологических операциях они гораздо удобнее, поэтому они вытесняют с рынка привычные жёсткие круги. Полностью не вытеснят, потому что есть задачи, где без жёстких зачистных кругов не обойтись. Но то, что доля рынка гибких абразивов растёт и будет расти, несомненно. К тому же гибкие абразивы применяются и в деревообработке, а это новый и большой рынок сбыта.

В Европе, насколько мне известно, бурными темпами увеличивается применение фибровых кругов. У нас они не так популярны, мы немного отстаём, но понемногу и в России фибра набирает обороты. Уверен, что ЛАЗ это видит и уже сейчас оценивает перспективы этого продукта с позиции, стоит ли за него браться.

Планируют ли расширяться другие производители абразивов в России? Помимо ЛАЗа?

Уже расширяются. Не только Луга видит перспективы в этом направлении. Завод “ИСМА” в Иваново этим летом анонсировал запуск линии по производству лепестковых кругов, сейчас идёт процесс подбора необходимого оборудования. Белгородский абразивный завод уже много лет выпускает гибкие абразивы, насколько я знаю, он был поставщиком для ЛАЗ именно по шкурке. Впрочем, скорее всего, и является им – для такого гиганта, как ЛАЗ, крайне важна диверсификация поставок, а значит, должно быть несколько поставщиков. Но для лужского завода характерно стремление всё делать самостоятельно, они даже пусконаладочные работы нового оборудования никому не доверяют, всё делают исключительно собственными силами. Даже типография своя собственная есть, где печатают этикетки.

Может ли ЛАЗ дополнительно увеличить свою долю на рынке за счет запуска нового завода? Как вы думаете, это будет экспортно ориентированное производство, или в России тоже есть спрос на абразивы на гибкой основе?

В сегменте жёстких абразивов ЛАЗ и так доминирует на российском рынке, с огромным отрывом от других (боюсь соврать, но как бы не 70 с лишним процентов рынка). С гибкими история другая, они на этой площадке – игроки почти новые, хоть и делают КЛТ уже несколько лет. Если они, как обычно, выйдут на рынок с продукцией бюджетного ценового сегмента (уверен, что так и будет), то безусловно, какую-то часть потребителей они перетянут к себе. Для наших пользователей цена вообще является одним из важнейших критериев, если не важнейшим.

Скорее всего, основная доля новой продукции будет продаваться в России, у нас спрос на КЛТ достаточно большой. Они не только в промышленности применяются, найти работу “лепестку” без труда может любой дачник. Тем более что это ещё и деревообработка. Например, часто срубы шлифуют “лепестками”, и “Луга” сможет предложить свой новый продукт ещё и тем, кто занимается этой работой. Что касается возможности экспорта, то круги ЛАЗ точно продаются в Восточной Европе, наши друзья присылали нам фото лужских кругов, сделанных в магазинах в Чехии. Но в основном они будут ориентированы на рынок России, здесь их позиции гораздо сильнее.