Вернуться к списку


Ювелиры метизного профиля

24.01.2008

Российский рынок метизов в последние годы развивается неплохими темпами. Однако на нем накопилось немало проблем, которые стали предметом оживленного обсуждения на 1-й Международной конференции «Рынок метизов России и стран СНГ: производство, торговля, потребление», собравшей цвет метизной отрасли.

 «Метизники — ювелиры в металлургии!», — именно так В. Арсеньев, генеральный директор ассоциации Промметиз, начал свое обращение к участникам конференции, а затем уже представил собравшимся общую картину состояния и перспектив развития отечественной метизной отрасли. По его словам, планы металлургов по увеличению к 2010 г. выплавки стали на 20—25 тыс. т и постоянный прирост заготовки, получаемой с машин непрерывного литья, позволяют надеяться на дальнейшую сбалансированность и увеличение качества передельного сортового проката для метизного производства. И сегодня метизная отрасль России развивается, обеспечивая прирост по всей номенклатуре с темпами, значительно опережающими темпы прироста потребляющих отраслей. Таким образом, в 2006 г. промышленное производство метизов в России увеличилось на 13,6%, тенденция сохраняется и в 2007 г.

Было заявлено, что по прогнозам общий объем выпуска металлоизделий в России к концу 2007 г. достигнет 3,2 млн т, и к 2010 г. объем производства метизов в нашей стране приблизится к 4 млн т, что опережает прогнозируемый рост емкости внутреннего рынка. Чтобы избежать зависимости от развивающегося, но нестабильного внутреннего потребления, метизные предприятия сохраняют ориентирование на увеличение экспортных поставок.

Говоря об общей положительной динамике в отрасли, В. Арсеньев выделил ее следующие основные причины. Во-первых, это процесс укрупнения метизных структур в составе металлургических групп, что позволило повысить эффективность управления и сбалансировать потребность метизных производств в качественном передельном металле; во-вторых, осуществляемые компаниями Северсталь-метиз и ММК-МЕТИЗ программы по специализации своих производств и, в-третьих, образование новых и техническое перевооружение действующих подразделений.

На конференции отмечалось, что к настоящему моменту техническое перевооружение на метизных предприятиях и в управляющих компаниях приобрело системный характер и охватывает всю технологическую цепочку от производства передельного металла до вспомогательных служб. Разрабатываются перспективные и долгосрочные инвестиционные проекты, которые уточняются в зависимости от колебаний рынка и развития потребляющих отраслей. Суммы инвестиций только по двум компаниям (Северсталь-метиз и ММК-МЕТИЗ) превышают 1 млрд руб. в год. Сегодня более 30% металлоизделий в России производится на новом или отреставрированном оборудовании по современным, отвечающим мировым стандартам технологиям.

Очевидно, что выполнение намеченных программ зависит от увеличения потребления метизной продукции внутри страны. Развитие потребляющих отраслей, за исключением строительного комплекса, к сожалению, сохраняется на уровне 2-3%, поэтому для сохранения стабильной динамики развития метизной отрасли необходима активная экспортная политика.

Экспорт основных видов металлоизделий из России в 2006 г. увеличился на 14,2% и составил 460 тыс. т. В первую очередь повышение приходится на ММК-МЕТИЗ, Северсталь-метиз и Уральский завод прецизионных сплавов. Северсталь-метиз продолжает сохранять лидерство, его часть в общем объеме экспорта метизов приближается к 50%. В 2007 г. прирост экспорта метизов продолжается, причем, если в натуральном выражении он ожидается около 5%, то в долларовом — более 35%.

Участники конференции высказали свое неоднозначное отношение к импорту метизов. Несмотря на сбалансированность внутреннего рынка и отсутствие импортозависимости потребителей, ввоз данной продукции в 2006 г. увеличился на 38% и составил 320 тыс.т. В 2007 г. сохраняется подобная динамика. Ожидается увеличение объ-ема импорта до 400 тыс. т. Структура импорта также сохраняется, 51% от общего объема составляют крепежные изделия. И если за 2006 г. общий объем импорта крепежа достиг 160 тыс. т, то в 2007 г. эта цифра превысит 200 тыс. т. Негативным является и тот факт, что в основном увеличение происходит за счет поставок из Китая, объем импорта которого за 2 года вырос в 5 раз.

Экспансию китайского крепежа В. Заряник, председатель совета директоров ТПГ Альма, назвал следствием того, что производство мелко-серийного крепежа (как отрасль) загублено в России, в том числе и по причине недальновидной ценовой политики производителей проволоки. Необоснованное монопольное повышение цен на проволоку для холодной высадки привело к тому, что европейские цены оказались сопоставимы при более высоком качестве, а китайские — намного ниже, и производителям крепежа выгоднее купить его в Китае, а затем продавать под свом брендом. Что же касается некоторых других видов проволоки, на них неоднократно в течение 2007 г. повышались цены, в частности, на пружинную проволоку, а также ОК, ВР и канатную. В настоящее время, со спадом строительного бума, началась коррекция цен на метизы строительного сортамента.

Анализируя проблемы российского рынка металлопоставок, В. Заряник высказал мнение, что темпы технического перевооружения метизных производств должны быть ускоренными и ориентированными на выпуск новых видов продукции, таких как оцинкованная проволока с высокой плотностью цинка, оцинкованная пружина и пр.

В. Заряник также отметил, что ценовые амбиции наших производителей, к сожалению, не всегда соответствуют качеству продукции. Из-за высокой степени износа оборудования возникают такие проблемы метизной продукции, как неравномерность механических свойств по длине, брак по диаметру, отслаивание цинка, брак по термообработке и т.д. А существующая сегодня сбытовая структура крупных производителей «завод — торговый дом» не позволяет оперативно решать проблемы качества продукции, возникающие у конечного потребителя, тогда как трейдерская компания зачастую несет убытки, принимая возвраты брака от клиентов.

Сегодня крупные метизные компании России стабильно осуществляют инвестиционные проекты и переходят к инновационным программам, наполняя свой портфель заказов конкурентной продукцией более глубокого передела и высокой добавленной стоимости, стремясь сохранить лидерство на внутреннем рынке.

С другой стороны, наметилась явная тенденция развития металлосервисных центров метизного направления, работе и техническому оснащению которых в рамках конференции уделялось особое внимание. Также участниками были рассмотрены вопросы применения новых технологий производства, стандартизации и представлены новые виды продукции для потребляющих отраслей.







Вернуться к списку